?

Log in

No account? Create an account

prokuror_rostov


Кузнецов Валерий Алексеевич


Previous Entry Share Next Entry
Необъявленная война или 17 мгновений ЕГЭ
prokuror_rostov

         

 С годами стал более критично относиться к себе, особенно в части воспитания детей, которые из-за моих регулярных переводов из одного субъекта в другой, выросли и стали самостоятельными без отцовского участия. Поэтому и их проблемы в школе, в т.ч. связанные с постоянным реформированием системы общего образования и новшеством последних лет – ЕГЭ, прошли мимо меня.

Пожалуй, впервые с ЕГЭ я столкнулся в первый год работы в Ростовской области – в 2009 г.

Мне трудно судить о преимуществах западных стандартов образования перед советской школой и того гибрида, который планируется получить, скрестив два этих подхода.

Я не педагог, но с учетом всё-таки присущего мне некоторого консерватизма, свои симпатии отдаю старой школе. В то же время, идея введения ЕГЭ родилась не на пустом месте, и над ее реализацией работали не последние умы от педагогики, и существует ЕГЭ уже 10 лет, несмотря на потоки критики, значит выбор правильный.

Единственное, что я пока не усвоил, почему перед сдачей ЕГЭ с мая под ружье становятся, с одной стороны, высшие чиновники из министерства образования, милиция, и не поверите, прокуратура (нам даны конкретные указания усилить, углубить, ужесточить надзор), а по другую сторону линии фронта, - гораздо более сплоченная группа: школьники, их родители, учителя, директора школ и начальники отделов образования администраций городов и районов области.

С каждым годом борьба только ожесточается. В начале был запрет на использование мобильников во время ЕГЭ; сейчас во все нормативные акты Минобразования прописали императивно не только использование, но и полный запрет мобильных телефонов. Но на этом не остановились, уже стали использовать так называемые «глушилки», для подавления сигналов сотовых телефонов. Помимо этого, идет и информационная война как в СМИ, так и в интернете - «за» и «против».

Кульминацией противостояния стал съезд Всероссийского педагогического собрания, прошедший 30 - 31 мая 2011г. в Москве. В затянувшийся конфликт вынужден был вмешаться премьер-министр и развести противоборствующие стороны на исходные позиции. С одной стороны он критически отозвался о Едином государственном экзамене, назвав правильной критику учителей и согласившись с подозрениями по поводу злоупотреблений при прохождении ЕГЭ. А с другой: «Плюсы от введения ЕГЭ очевидны и бесспорны. Основная цель – двигаться в сторону более объективной независимой оценки качества как образования детей, так и работы самих педагогов».

Вроде всем все стало понятно и, как казалось, наступил конец битвы или хотя бы долгожданное перемирие.

Но в Ростовской области уже в этот же день перемирие все же было нарушено: к активным действиям перешли школьники и их родители с поддержкой учителей и под предводительством начальника отдела образования администрации Ремонтненского района. Но об этом эпизоде противостояния чуть позже. Буду излагать события этой битвы в хронологическом порядке и начну с 2009 года.

Опять же без обобщений, не буду касаться всей бескрайней России, а ограничусь пределами Ростовской области и примеры будут исключительно наши. Хочется верить, что в других субъектах РФ силы добра победили силы зла, и гордо реет знамя ЕГЭ.

Итак, почему битва и почему 17 мгновений весны. По поводу битвы я дал пояснения во вступлении. 17 мгновений весны: мобильники, заглушки, конспирация, которой позавидует любой нелегал, слежка, явочные квартиры, грим и подмены – в общем, весь набор шпионских штучек.

Начнем. Часть I «Победа любой ценой. «Апостол».

Для особо «одаренных» родителей, наверное это больше касается отцов, которым зачастую не хватает времени вникнуть в проблемы своих чад и тем более разбираться в премудростях ЕГЭ, поясняю. Проникнуть постороннему человеку в аудиторию, где сдается ЕГЭ - не вариант, заслоны встречают на каждом шагу. Приведу лишь некоторые выдержки из методических рекомендаций по проведению ЕГЭ:

- явку учеников на пункт обеспечивают классные руководители;

- после сбора проводится перекличка учеников, согласно рассадке, которая в день экзамена утром определяется компьютером;

- тестотехник делает перекличку и сообщает каждому ученику его аудиторию и место;

- тестотехником проверяются документы учеников на соответствие их личности;

- факт идентификации личности участника ЕГЭ фиксируется в протоколе, который подписывается учеником, сопровождающим и ответственным организатором в аудитории;

- организатор при входе участников ЕГЭ в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность участника экзамена с данными, представленными в соответствующей ведомости.

Привожу так подробно, чтобы было понятно, что в святая святых – аудиторию для сдачи ЕГЭ - и муха не пролетит.

Но наш славный город Батайск известен не только выступающей в Высшей лиги командой КВН, мы можем прославить его и своими успехами достойными книги Гиннеса – прохождением сквозь стен или всеобщим гипнозом.

Так, 29 мая 2009 г. при сдаче ЕГЭ по предмету «русский язык» были подменены ученики сразу в трех аудиториях. Подмена выявлена не была, т.к. вместо участников ЕГЭ за парту сели… молодые учителя.

04.06.09 при сдаче ЕГЭ по предмету «математика» эксперимент с переодеванием был продолжен, агрессии подверглось уже девять аудиторий. А так как на такой широкий охват учителей не хватило, в бой помимо учителей были брошены дополнительные резервы из двойников и ближайших родственников учащихся.

Кстати, в этот день два парня – выпускника вместо аудитории ЕГЭ находились на призывном пункте, где сложную математику поменяли на легкий мотив шлягера Л. Агутина «…Так что, аты-баты, мы теперь солдаты» (удивительно, все эти годы действовал именно такой порядок, а вернее непорядок, призыва в армию, и благодаря вмешательству лично Президента РФ, буквально 2 недели назад его отменили).

Объективности ради стоит заметить, что учителя сдававшие ЕГЭ вместо своих воспитанников, не старались схватить звезду с неба и получить высший балл, да и не под силу им бы это было, слишком уж они узкопрофильные, преподавая кто географию, а кто химию или уча грамоте малышей в начальных классах. Так что для них главное было не победа, а участие. Этот лозунг в последнее время востребован у нас во всех сферах, а не только в спорте.

Ни один из учителей, ни во время прокурорской проверки, ни при проведении проверки Ростовским следственным комитетом, не признали факта своей корыстной заинтересованности, да и следствие не нашло подтверждение этому.

Но вместе с тем, все учителя свои, мягко говоря преступные действия, мотивировали неукоснительным исполнением указаний директора школы об обеспечении 100 % явки учеников на ЕГЭ любой ценой. И вот, чтобы не быть уволенными или наказанными, они и исхитрялись: или сами шли на ЕГЭ, просили своих коллег поучаствовать, или же замену участников ЕГЭ осуществляли другими учениками или их родственниками.

Фабула этого дела до боли напоминает сюжет фильма «Апостол», когда, чтобы найти шпионов, заброшенных разведкой фашистской Германии к нам в тыл, чекистам приходится обратиться к брату – близнецу преступника – сельскому учителю. Тот занимает место покойного в немецкой агентурной сети и вступает в смертельную опасную игру (это всё из анонса «Апостола»).

Но в фильме наши чекисты, несмотря на серьезное противодействие целых 12 серий, все-таки переиграли резидентуру Абвера и уничтожили всех шпионов. У нас в Ростовской области с этим посложнее, противостояние продолжается.

Так уже пошел третий год бесплодной переписки со следственным комитетом с требованием возбудить уголовное дело по факту допущенных злоупотреблений (превышений) при сдаче ЕГЭ в Батайской школе. И это при том, что имеют место серьезные нарушения УПК РФ по разумности сроков досудебного производства, на что РФ неоднократно указывал Европейский суд по правам человека (это тот редкий случай, когда я с удовольствием поддержу Европу). Грубейшим образом нарушаются конституционные права лиц, подозреваемых в совершении преступления – они третий год в подвешенном состоянии. После каждой отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела им приходится сушить сухари, а при очередном отказе в возбуждении, давиться, поедая их в ожидании, что день грядущий им готовит.

Да и я, как прокурор, готов бы был уже капитулировать, согласиться с отказом в возбуждении уголовного дела, т.к. сам устал от этого пин-понга с материалом проверки. К тому же и мальчики – выпускники, отслужив, вернулись из армии, и девочки понаражали малышей, учителя продвинулись по службе и сделали, надеюсь, практические выводы.

Но наше следствие до настоящего времени никак не может принять законного и обоснованного решения: казнить нельзя помиловать.

Часть II «Всеобщая мобилизация. Свой среди чужих, чужой среди своих».

Баталии 2009 г. закончились, «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень». В течение осени 2009 г. – зимы, весны 2010 г. противоборствующие стороны, не покладая рук, готовились к очередному ЕГЭ, и наступил долгожданный май. Казалось бы, Батайский позор на всю Ростовскую область должен бы был охладить горячие родительско-преподавательские головы. Но такое впечатление, что рок с ЕГЭ нас будет преследовать вечно. На этот раз возмутителем спокойствия оказался Морозовский район области.

31.05.10 параллельно со сдачей ЕГЭ в одной из гимназий города Морозовска, в помещении «Дома детского творчества» по указанию заведующего отделом образования Администрации Морозовского района была организована «маевка» учителей руссистов. Всеобщая мобилизация коснулась учителей всех школ города, под ружье было поставлено порядка 30 преподавателей.

Конспирация была организована на самом высоком уровне. Все двери «ДДТ» были закрыты наглухо. Но все же, когда сотрудникам милиции и прокуратуры удалось проникнуть во внутрь и стали выясняться мотивы сбора, директором «ДДТ» и заведующим отделом образования было выдвинуто железное алиби с предоставлением необходимых документов – план работы отдела образования района на май, утвержденный заведующим, согласно которому 31.05.10 в 11 часов в «ДДТ» запланировано совещание по подготовке к празднованию «Дня защиты детей» и организации летнего отдыха.

Вместе с тем, сотрудниками милиции и прокуратуры в ходе осмотра были обнаружены и изъяты ксерокопии контрольно-измерительных материалов (КИМов), представляющих собой экзаменационные задания ЕГЭ по русскому языку, а так же ответы на данные задания. Находившиеся в помещении 30 учителей были экипированы специальной методической литературой – пособиями по русскому языку и письменными принадлежностями.

Пока следствие занималось документированием выявленного, прокуратура, параллельно, возбудила административное производство в отношении директора «ДДТ» за нарушение противопожарной безопасности, поскольку на момент проверки и пребывания людей в помещении двери основного и запасного эвакуационного выходов закрыты изнутри на замки, а окна не имели распашных решеток.

Мелочь, но в той ситуации и это было приятно, т.к. на примере с Батайском мы не могли предполагать как поступит следствие с очевидным преступлением (всяко бывало).

Но здесь, как гром среди ясного неба («От советского информбюро…») прозвучало из пресс-службы СК РФ: «В ходе ожесточенных боев» на Морозовском направлении Ростовской области межрайонным следственным отделом СКП РФ по Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела образования Администрации района Ростовской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Следствием установлено, указанное должностное лицо, используя свои полномочия вопреки интересам службы… . По предварительным данным подозреваемый действовал из корыстных побуждений, намериваясь в дальнейшем получить с учащихся денежное вознаграждение».

Прокуратура РО была даже немного обескуражена такой мгновенной реакцией СК РФ и это, разумеется, вселило надежду – враг не пройдет, мы победим.

Но не тут-то было. Первые подозрения, что в наших рядах завелся «крот», появились уже после ознакомления с протоколом осмотра места происшествия. Так, при наличии задержанных на месте 30 учителей-руссистов с необходимой экипировкой, следователем обнаружено и изъято лишь 2 комплекта КИМа ЕГЭ по русскому языку (а чем же занимались другие, неужели неучи, да не может быть…).

На разоблачение «чужого среди своих» задействовали самое что ни на есть оперативное подразделение ГУВД РО – УСБ (управление собственной безопасности), сыщики которого вскоре вышли на след «крота». Были получены сведения, что указанные комплекты контрольно измерительных материалов (КИМов), возможно, были тайно изъяты с места происшествия сотрудником … и переданы в школу, где в это время проходил экзамен.

Вроде все, точки над «и» поставлены, победа была близка, следствию осталось только все обработать в полном объеме, проверить все алиби, предъявить обвинение и дело направить в суд. Но…, следствие по результатам 03.12.10 выдало не как ожидалось обвинительное заключение, а прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Обидно! Обидно не за то, что кого-то не осудили, обидно, что зло (иначе не скажешь) осталось безнаказанным; обидно за порядочных учителей, которые каждый год во время проведения ЕГЭ разочаровываются в нашей уже не советской, а российской системе образования; обидно за родителей и школяров, которые действительно переживали и готовились к ЕГЭ, а не копили деньги и не искали проходимцев – посредников. Последние всегда знают кому и сколько занести. Да и вообще, просто обидно за нашу страну, которая с измальства начинает растить коррупционеров.

Конечно, точка в этом деле не поставлена, прокуратура методично раз за разом отменяет незаконные решения следствия, требуя проведения необходимых следственных действий. Но это наши внутренние проблемы прокуратуры и следствия, школярам они не интересны. Главное, чтобы они сделали правильные выводы, выходя в самостоятельную жизнь: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Безнаказанность, в какой бы сфере она не проявлялась, всегда ведет к рецидиву: единожды украв, не пресекли, буду и дальше воровать; педофилы, единожды попробовав запретный плод и получив штраф или условно, вырастают в неуловимых маньяков; убийца единожды убив, продолжит и дальше кромсать, одним больше, одним меньше, не так уж и важно, больше, чем пожизненно, не дадут; единожды взяв, трудно остановиться и хапает, хапает, хапает…

А что касается новых стандартов образования, ЕГЭ в частности, здесь безнаказанность насколько страшна, настолько же и комична. Министерство образования не должно идти на столь унизительные меры, чтобы борясь со школярами заказывать «глушилки» для аудиторий, ставить под ружье целые оперативные подразделения БЭП МВД, прокуратуру. Скоро дойдем до того, что на время ЕГЭ будем внедрять своих спецагентов и задействуем ВПК, оборонку на разработку и установку для школ идентификаторов по сетчатке глаза, специальных растяжек или мин-ловушек (с красителем) для минирования территории вокруг школ; а в небе закружат беспилотники, отслеживая маневры родителей.

Часть III «Провал явки профессора Плейшнера на ул. Цветочной».

Пережив вначале областной позор в 2009 г., общероссийский в 2010 г., прокуратура была уверена, что дважды в одну реку не входят, но уж в третий раз точно никто в реку не сунется. И опять мы ошиблись, безнаказанность двух предыдущих преступных фактов наваливалась, как снежный ком. Не хочется упрекать в чем-то коллег из следственного комитета, может они и правы, не видя состава преступления в действиях должностных лиц от образования. Но тогда почему не примут единожды правильное и законное решение. На сегодняшний день союзника в лице следственного комитета по Ростовской области в плане противодействия злоупотреблениям при проведении ЕГЭ мы потеряли, и он идет в авангарде той сплоченной группы учеников и их родителей, учителей, директоров школ и начальников отделов администрации районов, зачищая все на своем пути, давая возможность все вновь и вновь совершать злоупотребления (а может правильнее в арьергарде, зачищая тылы?).

Но мы полны надежд и оптимизма, что «сколь веревочки не виться…».

Ну а теперь о мае 2011 г.. Окраина Ростовской области, райцентр Ремонтненского района, до границы с Калмыкией рукой подать. Новый фронт противостояния отходит все дальше и дальше от Ростова.

Сценарий тот же, заведующий отделом администрации района, 30.05.11 во время проведения ЕГЭ по «русскому языку», в 50 метрах от гимназии в одной из подсобок заведения с символичным названием прием платежей (за услуги сотовой связи) конспиративно собирает нескольких учителей-руссистов, а сам, не имея никаких законных оснований, проникает через все идентификационные заслоны в аудиторию сдачи ЕГЭ, по пути раздавая рекомендации, кто и какие баллы из учеников должен получить. Далее, из-под пристального ока различных контролирующих, наблюдающих и проверяющих он умудряется «похитить» одного из учеников, который фотографирует КИМ и в окно туалета передает связному, а тот уже передает их на явочную квартиру.

Сценарий этого действа крайне примитивен, но уж очень он напоминает эпизод из классики отечественного кинематографа «17 мгновений весны» (герой фильма, Штирлиц, советский разведчик, поручает порознь: опальному пастору Шлагу и профессору Плейшнеру передать сведения в Москву. Штирлиц переправляет обоих в Швейцарию. Рассудительный и осторожный Шлаг успешно выполняет свою часть задания. Плейшнер же по рассеянности сразу попадает в ловушку: бернская явка, куда он принес шифровку Штирлица, провалена (небольшой анонс для молодых блогеров и рекомендация к просмотру).

В нашем случае, все один к одному. Оперативно получив информацию, сотрудники прокуратуры и полиции выезжают на явочную квартиру – и как оказалось, расположенную на улице, тоже с символичным названием, только не Цветочная г. Берна, а Дзержинского села Ремонтное. В момент проведения проверки и фиксации доказательств в подсобке заведения, где находились помощник прокурора и застигнутые врасплох учителя, зашла одна из родительниц с запиской – шифровкой от ребенка, чтобы помочь с заданием. Не зная никого из присутствующих, предложила выполнить задание ЕГЭ, написанное на листе бумаги рукописным способом. «Это провал» - подумал Штирлиц, «потеря потерь» - подумали учителя и родительница.

Итог всей этой истории пока такой же как в 2009 - 2010 г.г., когда прокуратура, собрав соответствующие материалы, направила их в следственный комитет Ростовской области для осуществления уголовного преследования. Как и в 2010 г., по «горячим следам» возбуждено уголовное дело, но будем ли мы как Штирлиц – полковник Исаев, праздновать победу, покажет снова следствие.

А пока Ростовская область переживает очередной позор с ЕГЭ. Но скоро конец «госам» и все мы вместе будем ждать весны 2012 г., наступает «мертвый сезон» (кстати, рекомендую молодежи посмотреть советский блокбастер 1968 г. выпуска с одноименным названием про резидента советской разведки).

Заканчивая эту главу, я заострил внимание на провале профессора Плейшнера. Но, наверное, пару слов надо сказать по «рассудительному и осторожному» пастору Шлагу. А сколько таких «осторожных» до настоящего времени не выявлено и не только в Ростовской области, которые каждую весну в преддверии ЕГЭ крутятся связными между родителями и чиновниками от образования.

И заканчивая данный пост, хотелось бы остановиться еще на одном моменте – итогах досрочной сдачи экзамена, который проходил с 20 по 30 апреля с.г. Уже тогда Рособрнадзор усомнился в его результатах и заявил, что регионы с результатами выше среднестатистических будут взяты на особый контроль. В числе таких регионов помимо Северо-Кавказских республик значилась и Ростовская область. Нашим чиновникам уже тогда надо было бить во все колокола, т.к. первый звоночек прозвучал. Но никто и ухом не повел. Пусть это останется на совести тех, в чьи обязанности непосредственно входят вопросы среднего образования.

Правда, в этом заявлении Рособрнадзора меня заинтересовало другое. Я с большим уважением отношусь к нашим соседям из СКФО, тем более, что ранее мы все были в одном округе. Но как-то очень неприятно резануло, что нас, т.е. Ростовскую область, равняют с некоторыми северо-кавказскими республиками по процедуре ЕГЭ. Нет, не потому, что все так плохо в этих республиках, просто Ростов всегда был культурной и интеллектуальной столицей юга, и большое количество молодежи с Кавказа обучаются и повышают свой профессиональный уровень у нас. Так может быть с такими подходами к образованию - лучше мы к ним или на крайний Север, говорят, в Якутии с ЕГЭ тоже есть проблемы.

К чему я столь подробно все пишу? Просто хочу сам разобраться и, может быть, это поможет с Вашей помощью понять и сделать выводы самым высоким чинам из Министерства образования России.

Родителей, идущих на нарушение Закона ради любимых чад понять можно. Спорно, но с большой натяжкой, можно найти какую-то мотивацию и в бездействии уважаемых коллег из следственного комитета РО, да и того же «крота» в Морозовском эпизоде. Но как объяснить преступные действия учителей, директоров школ и заведующих отделов администраций городов и районов? Коррупция, личная нажива – слишком банально, хотя наверняка и это присутствует. А возможно, от средней успеваемости учеников зависят оклады учителей или же соотношение подушевого финансирования школьников, как в Батайском эпизоде?

В общем, у меня одни вопросы. Надеюсь, в Министерстве образования России знают на них ответы.


о мотивации

С удовольствием читаю Ваш блог, обычно чиновники такого уровня да еще из правоохранительной системы напрочь теряют смелость давать какие-либо личные оценки и суждения. Всегда интересно узнать человека с Позицией.
Вы ставите вопрос о мотивации учителей и низовой администрации органов образования. Вместе с тем он лежит на поверхности. У нас в Казахстане существует аналог ЕГЭ - ЕНТ (Единое национальное тестирование), а также ПГК (промежуточный государственный контроль) для студентов 2-го курса. Мотивация учителей и преподавателей проста - ЕГЭ (ЕНТ) и иже с ними бюрократическая машина превратила в инструмент оценки не только и не столько знаний учеников и студентов, а оценки школ и ВУЗов. Уж Вам-то не надо объяснять, что малейший намек на трактовку результатов тестирования как показателя деятельности тех или иных органов власти моментально превращает педагогов из контролеров в сообщников. Пресловутый палочный показатель в правоохранке - это отличная аналогия.
Когда я работал следователем, то впервые столкнулся с этим явлением, когда отказ прокурора (а ныне суда) в даче санкции на арест мгновенно расценивалось как незаконное задержание со всеми вытекающими репрессиями для следователя. Тогда как еще Томин В.Т. писал об этой деформации понятия "законность", когда ее границы расширяют настолько, что извращают саму ее суть.

Re: о мотивации

Совершенно с вами согласен.
Думаю, вы достаточно точно сформулировали причину всех этих манипуляций.
Я немного раскрою тему.

Сам, имея опыт работы в сфере образования, смею утверждать, что упеваемость учащихся, в большинстве случаев используется, именно, как мерило качества работы преподавателя.
А качество работы преподавателя, в свою очередь является мерилом качества работы административного аппарата школы/колледжа/вуза, что в свою очередь является мерилом
качества работы вышестоящих должностных лиц и чиновников.
Причем на каждом этапе градус ответственности увеличивается и страх продемонстрировать плохие показатели усугубляется, почему, об этом ниже.
при этом успеваемость учеников находится в полной власти преподавателя.
По сути, преподаватель волен сам ставить любые оценки, демонстрируя какие угодно педагогические результаты.

Думаю, палочная система в правоохранительных органах имеет похожую структуру.
Причем, в отличие от фальсификаций и мошенничества в правоохранительной сфере,
в сфере образования занятие это НЕНАКАЗУЕМОЕ в принципе и определяется только профессионализмом преподавателя. О профессионализме ниже.
К тому же, если оценки завышаются (а именно это в большинстве случаев требуется), недовольных и пострадавших в принципе нет.

И в итоге ЕГЭ вселяет ужас во всех недобросовестных участников процесса, как механизм, который может теоретически расставить все по местам (я специально не акцентирую внимание на самой идее ЕГЭ, которя является во многом спорной, тут я, как и автор статьи, консерватор)
Как, впрочем, и любая комиссия/ревизия/проверка. И суть ЕГЭ в головах всех участников начинает меняться, он становится нужен для ДЕМОНСТРАЦИИ ОЖИДАЕМЫХ результатов, а не для проверки реального положения дел.
Подобный порочный механизм можно наблюдать в любой отрасли. В силовых структурах, муниципальном управлении и т.д.

Мне кажется, отрасль по сути находится в кризисе, из-за дефицита профессиональных кадров, и положительные результаты ЕГЭ
отдельными личностями используется для маскировки своего непрофессионализма и отсутствия компетенции.
Коррупционный компонент именно в ЕГЭ скорее является приятным добавлением, усиливающим эффект, нежели причиной.

Не исключаю, тем не менее, что я обобщаю всего лишь какие-то частные проявления.

(Deleted comment)
Валерий Алексеевич, опять очень интересная статья. Я думаю, что у Вас проблем со сдачей ЕГЭ по русскому языку не возникло бы.
Теперь по существу темы. По-моему, ответ таков: спрос рождает предложение. Мы, родители, ищем любые способы помочь своим чадам, подстраховать их, и кружим вокруг школы и преподавателей, ища соответствующие способы, делая соответствующие предложения, не задумываясь, что тем самым вредим своим детям.
А нищенские зарплаты учителей - благодатная почва для принятия выгодных предложений родителей. Вот интересы и совпадают, происходит сделка...
Что касается современного образования - согласен с Вами: жалкая пародия советской школы и просвета, по-моему, не видно.
Пишите чаще в ЖЖ: реально интересно читать.

Согласен с вами.

Дополню лишь ещё, что участники "заговора" не осознают себя в полной мере нарушителями закона в сам момент нарушения. Для них это естественный ход вещей: мне нужно, но запретили, значит буду искать пути обхода. Учителя же не осознают в полной мере своей юридической ответственности и включаются в игру, искренне (думаю чаще, чем корыстно) стараясь помочь ученикам и родителям.

pravda

(Anonymous)
Проблема в том Уважаемый Прокурор, что сегодняшние родители это поколение 90-х, которых приучили - хочешь учиться плати и не важно как ты получил диплом или атестат, главное что он есть.По тойже схеме они продвигают своих детей, кто за деньги, а кто по связям. Ни для кого не секрет, что вся система пропита коррупцией, главное найти "нужного человека"-посредника, а деньги можно и в банке занять.Дальше еще сложнее, возникает вопрос куда поступать.Приходят родители в ВУЗ им тоже обозначают сумму и так дальше.Ведь психология среди людей такая, кто сам сдает экзамены или стоит в очереди тот "лох". А если ты решаешь вопросы, то ты крутой, отсюда вывод-если твой ребенок набрал мало балов и не поступил в пристижный ВУЗ, то ты ... После ВУЗа молодой одаренный ребенок пытается найти работу, но его спрашивают кто твой папа? Тогда ребенок приходит к папе, а папа как умудренный опытом 90-х идет к знакомому товарищу, например из следственного комитета и говорит я уважаемый человек помоги пристроить, а я тебе например земли выделю за 700 рублей и обрабатывать буду, а чем выше будеш продвигать чадо, тем дольше буду обрабатывать твои угодия.Если товарьщь отказал, то у него есть товарищь в Москве, которому уж точно не откажут. Вот приступает дитя к своим обязанностям, зная как он учился и как поступил на службу. Вдруг у товарища его папы проблемы с прокуратурой и вот дитя старается помочь как может.А дитя уже выросло и само имеет связи, ведь он знает, что рабатая в органах нужно обрастать связями, а не как правильно расследовать уголовные дела, ведь есть умный прокурор, который его следственные недостатки порешает в суде, даже оправдательный приговолр прокурор решит по телефону, вот поэтому это дитя не совершенствует свой профессиональный опыт и не сидит по ночам за уголовным делом, ведь есть дядя прокурор который все решит с судьей. Здесь возникает круговая порука.
Далее скажу что знаю, так когда начались реформы свзянные с прокуратурой, все "мажеры" получили теплые места в руководстве благодаря папиным связям, а в их подчинение отдали толковых следаков, которые по их указанию "замыливают" грамотно уголовные дела.Этому их тоже в свое время приучили выполнять "команды",и поэтому когда проверяешь их дела то, практически ни к чему не подкопаешься, а в следственном управлении есть "зубры" своего дела, к которым даже по послужному списку не подкопаешься, но тоже имеют грехи.
Вы меня опять упрекнете в том, что слишком агрессивно настроен по отношению Ваших подчиненных, но вновь скажу, что в прокуратуре как и в следственном комитете кадры решают все, у которых тоже есть папы, мамы, дети, которым тоже надо поступать в ВУЗ сослуживцы и просто хорошие друзья.
Но с моей точки зрения, конфликт между прокуратурой и следственным комитетом пойдет на пользу т.к. только при конкурентной обстановки совершенствуются кадры и отсеиваются предатели и слабые специалисты.Может в этой конкуренции проявятся достойные специалисты, например такие, которые вместе с Вами служили в Чеченской Республики и прошли настоящую школу мужества, когда их коммандировали в горячие точки, ведь "мажеров" туда не посылали, но таких мало.
Опять повтарюсь, но скажу, что в СКР по РО очень сильный профессиональный костяк, он небольшой, но У Вас пока нет таких специалистов, которых можно им противопоставить.Завершая свою мысль, может она и не такая гениальная как Ваша статья, но скажу что ЕГЭ - это лакмусовая бумажка нашего общества и правоохранительной системы, которая состоит из живых людей и у которых свои жизненные проблемы, которые не отличаются от проблем чиновников, сотрудников правоохранительных органов и простых граждан. Поэтому я думаю Вам трудно будет найти союзников в Вашей борьбе.

Я союзников не ищу, они сами находятся и неравнодушных людей гораздо больше. Особых претензий у меня нет и к коллективу прокуратуры РО, большинство из них высококлассные профессионалы. И преемственность у нас хорошая. А на работу принимается в прокуратуру яркая и одаренная молодежь и с теми, с кем нам не по пути, мы расстаемся без особого сожаления. И кстати, я ничего плохого не вижу в том, чтобы принимать в прокуратуру детей самодостаточных родителей. Если у парня или у девушки голова на месте и не боится трудностей нашей работы, почему оставлять их за бортом.

Re: pravda (Anonymous) Expand
Валерий Алексеевич!
Спасибо за такую обширную статью... Вопросов очень много по сдаче данных экзаменов. Дискуссировать можно очень долго и на разные темы в пределах одного вопроса. Цитируя Вашу фразу: "...В тоже время, идея введения ЕГЭ родилась не на пустом месте, и над ее реализацией работали не последние умы от педагогики..." Низкий поклон, конечно, нашим "Умам" - но вот это одна из самых наболевших тем. Вы читали хотя бы раз задания ЕГЭ? Половина заданий не соответствует школьной программе.Зачастую сами учителя не могут справиться с тестированием и решением, а что говорить о детях? И никто не разбирается в том, что сейчас столько разных программ в школе, кстати, если 2 ребенка учатся по разным программам,но на отлично, у них все-равно будет разный уровень знаний. Вот и стараются учителя не "упасть лицом в грязь"! Имея определенный общешкольный уровень знаний, они прекрасно понимают, что ученики и половины не дотянут до данного уровня! Прежде, чем разбираться - нужно навести порядок в системе образования "наверху". Рыба гниет с головы!

Обсалютно согласна с Вами, нужно очень низко поклониться "не последним умам" у которых ум за разум зашёл. Очень любопытно, сам министр образования Фурсенко смог бы решить хотябы один вариант ЕГЭ? Мало того, что половина заданий не соответствует школьной программе, так теперь ещё и сокращают часы математики,русского и многих других предметов, зато добавляют часы физкультуры. Дети и так не успевают усваивать данные программы, а что же будет дальше. А сама обстановка во время сдачи ЕГЭ?! Вы думаете детская психика может всё это выдержать? Наверное, в тюрьме к заключённым лояльней относятся, чем к ученикам во время сдачи ЕГЭ. А сколько детей совершили самоубийства на этой почве? И кого за это наказали? Прежде чем обвинять учителей, подумайте о детях. Вы преступников не там ищите.

Наверняка вы наслышаны о "палочной" системе в органах милиции. Их эта система толкает на разные деяния. Сдаётся мне, что учителя подставляют свои спины не ради себя и личной выгоды, а защищая установленные показатели.

Ведь если не жульничать на экзаменах, окажется что у нас очень неграмотные и необразованные ученики. А претензии к кому будут? Естественно к МинОбразования. А за ними кто не уследил? Кабинет Министров ... ну и так далее.


Наверное, Вы правы. А хочется, чтобы хоть раз все Министерства, ведомства, в т.ч. и правоохранители, показали реальное положение дел, без прикрас. Может и не совсем всё так плохо у нас в государстве. Так нет же, все пытаются манипулировать и уже от этого очковтирательства не разберешь, где правда, а где ложь и куда нам двигаться.

Рискну предположить, что проблема решается техническими средствами контроля - глушилки, камеры видеонаблюдения, общедоступная публикация результатов ЕГЭ (конкретных материалов конкретных учеников).

Это вопрос желания, а не возможности - возможность есть.

Не знаю, может быть. Но ведь это мы придумали: «голь на выдумки хитра». Так что, никаких гарантий.

Уж проще было бы высшую школу контролировать подобным образом. А то вышло, что под предлогом борьбы с коррупцией там (один из резонов для перехода на ЕГЭ), создали почву для коррупции в школах, причем в вузах пути для того, чтобы взять "нужного" персонажа, все равно остались. "Хотели как лучше" (с)

Согласен. Я помню, давно, давно, когда только вводили ЕГЭ, были такие разговоры, что теперь взятки с ВУЗов перекочуют в школы и тогда еще подсмеивались над ВУЗовскими преподавателями, будто не желают отдавать лакомый кусок. А ведь как в воду глядели, сбылось.

Валерий Алексеевич, извините, что не совсем по теме поста, но как вы можете прокомментировать или написать отдельный пост по поводу происшествия на улице Б.Садовой с участием депутата городской думы (http://forum.chelovek-zakon.ru/viewtopic.php?id=35495). Это дело находится на Вашем контроле?

Отдельный пост наверное будет, т.к. проблема действительно есть. А свое мнение по этому ДТП и не только поэтому, я высказывал: выпил, сел за руль, смерть человека, в тюрьму. Я за активность населения, когда вокруг виновного депутата подняли шум и виновника задержали и арестовали. А сколько таких случаев, когда или шум поднять некому, или виновный не депутат. И в результате убийцы за рулем на свободе.

Июньские тезисы

1.ЕГЭ более объективная форма оценки знаний, навыков, чем традиционное собеседование по билетам. Дело в том, что все другие формы, о которых говорят, еще менее объективны.
2.ЕГЭ не устранил махинаций и коррупции. Проблема коррупции (жизни «по понятиям») у нас так широка и глубока, что НИКАКАЯ отдельная технология ее не устранит.
3.Ситуация в Ремонтненском районе похожа на Кущевское дело: в отдельно взятом населенном пункте вскрылось то, что есть везде.
4.Коррупцию не победить усовершенствованием технологии ЕГЭ, но технологию сдачи ЕГЭ нужно совершенствовать.
Предлагаю при максимальном контроле со стороны надзорных и правоохранительных органов на базе школ проводить только ЕГЭ по обязательным предметам (русский язык и математика). При этом выпускник должен выбрать еще два-три экзамена и сдать их на базе школы в форме ЕГЭ, задания этого экзамена (КИМ) должны быть на базовом уровне. Школьники должны сдавать этот экзамен не в своей школе, как и сейчас; в аудиториях обязательно должны быть общественные наблюдатели. Все итоговые экзамены должны влиять на оценки в аттестате выпускника (в аттестат должна идти оценка за ЕГЭ, кроме двоек по необязательным предметам). Как и сейчас, нужно дать возможность пересдать один обязательный экзамен, если он был сдан на «2». Двойки за экзамены по необязательным предметам не должны влиять на получение аттестата, но информация о них должна быть доступна приемным комиссиям вузов.
Для поступления в вуз абитуриенты должны сдать ЕГЭ по профильным предметам с заданиями повышенной сложности (но в рамках школьной программы). Эти экзамены должны сдаваться на базе вузов, в больших аудиториях, при тщательном контроле со стороны правоохранительных органов, наблюдателей и т.д. При сдаче школьных ЕГЭ по обязательным предметам и профильных ЕГЭ в вузах нужно использовать «глушилки» и др. технические средства. Правоохранительные органы должны применять весь арсенал оперативной работы для выявления махинаций и фактов коррупции в ходе вступительных экзаменов в вузы. Перед началом вступительных экзаменов необходимо доводить до сведения общественности телефоны доверия, по которым можно сообщить, в том числе анонимно, о махинациях в ходе вступительных экзаменов.
5.Все эти меры не панацея. В нормальной ситуации нужно опираться на честность и справедливость преподавателей. Но мне бы хотелось довести до Вас тот прискорбный факт, что Дон Кихотов в нашей системе образования почти не осталось. Судьба их печальна. Если один такой безумец восстает против Системы, она его нейтрализует. Начальству сообщат, что это прирожденный скандалист, что он сам совершил 199 нарушений закона, просто администрация раньше стеснялась об этом сказать, а теперь настало время заявить об этом во всеуслышание и т.п.
Валерий Алексеевич, Вы могли бы довести до сведения высшего руководства, что систему управления (в школах) надо менять? Нынешняя система способствует коррупции, вранью и холуйству.

Июньские тезисы: дубль два.

6.Все попавшиеся на махинациях должны быть наказаны. Но не одинаково. Редкий учитель имеет такие связи, чтобы организовать махинации на ЕГЭ. Это делают руководители, а учителя покорно выполняют их волю. Небескорыстно, за разного рода льготы, за «особое отношение» и т.п. Эти люди попадают в число «верных», они составляют несокрушимую опору власти в конкретном учреждении. Мощная «мафия» есть не во всех образовательных учреждениях.
Поэтому во всех случаях за махинации на ЕГЭ необходимо наказывать руководителей – начиная от заместителей директора (руководителя). Уголовное преследование против учителей, занятых в ходе ЕГЭ, на мой взгляд, справедливо инициировать, только если они попались на взятке. Но совершенно недопустимо, чтобы провинившиеся учителя, как Вы написали, получили повышение по службе. Необходимо принятие нормативных актов, которые бы исключили повышение (хотя бы в системе муниципальной и государственной службы) для тех, против кого уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям.
7.Мотивация педагогов, участвующих в махинациях, многообразна. Основная часть нарушений на ЕГЭ связана с «благожелательностью» тестотехников. Как говорят дети и родители, учителя «по-человечески» закрывают глаза на пользование мобильными телефонами и др. нарушения. Они считают, что детям нужны послабления, плюс от завышенных результатов выиграет престиж школы (района, города, области). Здесь нет преступления, обычная жизнь «по понятиям», об этом уже шла речь.
Пока от результатов ЕГЭ не зависит финансирование, но эти результаты – вопрос престижа. Это безумная гонка за всякими красивыми цифрами, за тем, чтобы школа «прозвучала» в докладе какого-нибудь начальника, за рекламой в СМИ, за подтверждением статуса «лицея» и т.п. Есть и конкуренция между учебными заведениями, и она иногда похожа на то, что в советских учебниках писали про «звериный оскал капиталистической конкуренции».
Главное, Валерий Алексеевич, состоит в том, что правильные слова об универсальных ценностях – честности, справедливости, свободе, равенстве возможностей и т.д., - о которых пишут школьные учебники по обществознанию и литературе, так и остаются в учебниках. А в жизни действуют другие законы.

Готов ответить на вопросы по своим досужим заметкам, если таковые будут.

(Deleted comment)

Царь, просто царь

(Anonymous)
Интересно написано. Выскажу и свое мнение, хотя некоторые причины Вы так или иначе назвали. Извините, что много букв, но попробую чуть глубже.
Главная причина проблемы, которую Вы подняли, банальна и не нова – хорошую идею пытаются реализовать на неблагоприятной почве.
Что не так на нашей почве? Все мы , буквально поголовно и наш главный регулятор – государство.
Номер раз - глубоко психологическая проблема и это только наше. Особенная любовь к своим детям . Эта любовь слепая, несмотря ни на что, нередко разрушительная. Тут и крайности – то чрезмерная опека, вплоть до «укатывания» своего личного внутреннего пространства у ребенка; то фактически безразличие. И даже в последнем случае – это такая любовь. Неожиданное свалившаяся непосильная свобода во всем, в том числе безграничные возможности при определенных внутренних чертах и особенностях для зарабатывания денег, привела к таким сдвигам в сознании, когда ребенок нередко воспитывается в атмосфере исключительности, а затем и вседозволенности. Эта черта, конечно более характерна для обеспеченных людей, для людей обличенных властью.
У нас, как правило, напрочь отсутствует самокритика по вопросам воспитания ребенка . Кстати, неумение трезво оценить поступки и поведение своих детей, это тоже отсутствие самокритики, поскольку дети – это часть нас, наше продолжение, как важнейший орган нашей жизнедеятельности, который если отнять, нас не станет. Вы , кстати, о самокритике сказали , в начале темы, говоря о себе.
Наше чувство обязанности перед своими детьми во всем и в любом возрасте – супергипертрофировано и в этом мы видим высшее проявление любви.
Поэтому мы считаем себя обязанными «купить» им ЕГЭ.
Психоанализа, конечно не получилось, но смысл понятен.
Второе. Любой человек в возрасте далеко за 30 и старше хорошо помнит, что в советское время существовало три социальных столпа, если хотите три основополагающих общности людей, три глубоко созидательных силы - это милиционер, врач и учитель. Конечно, в этом была и часть идеологии, но больше , я думаю, истины. Что называется советское государство таким образом расставило приоритеты.
От тех приоритетов мало что осталось . О милиционере и враче говорить не по теме. Считаю, что от тех трех столпов в более всего пристойном состоянии остались только учителя . Я говорю не о финансировании , а о внутреннем состоянии человека в профессии. Причем заслуг государства, именно Российского государства в этом менее всего. Видно те, кого мы называем интеллигенцией , оказались по духу и совести более стойкими и жизнеспособными. Ельцинскую эпоху можно и не комментировать. А за последние 10-11 лет ни совести , ни разума больше не стало, а вот денег прибавилось. О высшей школе не говорю , это другое. К чему привело наличие денег? Это одновременно и много , и мало: в школах появились компьютеры, школьные автобусы на селе, унизительную зарплату учителям стали выплачивать стабильно и без задержек , стало возможным проводить всяческие эксперименты ( ЕГЭ, образовательные стандарты, весьма спорное изложение учебного материала ( учебники и их количество ), в том числе неожиданные варианты интерпритации истории).
Социальная пропасть и расслоение только усугубились, а еще и с учетом того самого воспитания и нашей особой любви к детям получилась «гремучая смесь». Наряду с такой осязаемой реальностью, как крайне низкая зарплата, я думаю у многих учителей появились мысли: «А это действительно кому-то нужно? А может практически в начале жизни это не самое главное?». Я думаю стало появляться и равнодушие и злоба, ощущение того, что идеалы и смыслы оказались ущербны , а скорее просто попраны . Опять же, где-то это «заслуга» государства, а где-то все та же свобода оказавшаяся непосильной нашему разуму, который долгие годы держали на «голодном пайке» . А за свободой, простите за банальность, потеря ценностных ориентиров , показ, а не редко пропагандирование сомнительных моделей поведения и т.д.
Продолжу позже.


Re: Царь, просто царь

Воспользуюсь восклицанием одного из блогеров «Аплодисменты!». Все очень точно и особенно вывод – последний абзац.

Re: Не только я

Ознакомился со ссылкой и еще раз сделал для себя вывод, что дело по большому счету не в учителях. Если возможно, приведу некоторые выдержки из комментариев: «Традиции, опыт, менталитет, национальные особенности, будущее учителей – побоку!»; «Как-то мы по большой части горазды «за правду – глотку перегрызу» на кухне, а вот на публике – не, помолчу…»; «Мы же с вами Формируем будущее. Вот такая профессия!»; «А в других сферах? Там работают наши ученики»; «Коллеги, пока будем выполнять то, что от нас требуют ДУРАКИ»; «Это – МЫ. И именно МЫ в ответе».
Вывод, пока таких учителей будет большинство, уверен, они будут услышаны верхами. Родители, да и в целом наше общество на их стороне. Главное не молчать, как, к сожалению, имело и пока имеет место в Ростовской области.

Директор Морозовской школы в должности был около полугода, если я не ошибаюсь. Он пешка. Министерство образования создало систему по зарабатыванию денег. Что учителям приказывают, то они и делают.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Только вчера подумал вот о чем. Хотел ли бы я, чтобы мой сын через много лет говорил: "Первую квартиру мне купил мой папа"; или: "Мою первую машину мне купил мой папа". Да нет проблем, не вижу в этом ничего стыдного! Пусть говорит, что тут скрывать!
А вот хотел ли бы я, чтобы он говорил: "Диплом о высшем образовании и аттестат о среднем мне купил папа". Бред какой-то.. Да дети всю жизнь будут скрывать это и чувствовать себе не совсем полноценными с купленными дипломами и аттестатами. Можно обмануть одноклассников, друзей, даже работодателей, но себя не обманешь - ЕГЭ куплен!
Плохо начинать взрослую жизнь с обмана, а мы, родители, в своем порыве защитить детей от сурового мира, толкаем их на этот путь и портим их.
Еще раз повторю: уверен, что спрос рождает предложение. И с ЕГЭ происходит точно так же, как с ГИБДД - мы сами ищем способ, кому "дать", чтобы все было хорошо... И система, к сожалению, построена так, что с благодарностью откликается на наши просьбы и пожелания.
Репрессивными мерами, уверен, проблему не решить. Извините за банальность, но оценивать надо по знаниям, а не баллам ЕГЭ. Может стоит, как в Бельгии ни устраивать вступительные экзамены, а принимать всех желающих, производя отсев по результатам первых двух сессий. Не учишься, не сдал, нет знаний - отчислен. Учишься, читаешь, работаешь - учись дальше. Замечательный синтез равных возможностей при поступлении (не зависимо от кошелька и происхождения) и жесткой системы отбора талантливых и отсева бездельников и лентяев.
Только что-то подсказывает мне, что коррупция переместится в ВУЗы, и деньги будут брать там, за "отсев"..

Очень тонко все подметили. Трудно сказать, где та середина. И может мы зря пытаемся чужую рубашку примерять на себя. У каждой страны свой путь развития, определяемый историческими предпосылками.

Очень хорошая статья. И проблема поднята действительно важная. Пару лет назад в Москве ректоры крупных ВУЗов очень сильно "бодались" с Министерством Образования. Как раз на тему ЕГЭ. Не совсем готовы ректоры были зачислять абитуриентов по результатам ЕГЭ. Почему? Потому что уже после зачисления, выяснялось, что некоторые первокурсники с огромным балом по ЕГЭ, не то что не разбираются в предмете - они по русски разговаривают с огромным трудом. Падежи путают, склонения...
Так же, выяснились и интересные вещи в военном образовании. Выпускники Московского Суворовского военного училища не добрали балов по ЕГЭ и не смогли поступить в Московское ВОКУ. А в это училище выпускники-суворовцы всегда шли вне конкурса и практически без экзаменов. Зато в престижный военный ВУЗ приехали учиться выпускники отдалённых школ, которые не могут написать без ошибок рапорт.

Так что проблему надо действительно как-то решать. Возможно, если отменить зачисление в ВУЗы по результатам ЕГЭ и вернуться к сдаче экзаменов в ВУЗ, будет меньше попыток манипулировать с ЕГЭ? Может в этом есть рациональное зерно?

Насколько помню, Садовничий – ректор МГУ держался до конца. Но кажется и он сдался. Мне, как прокурору тяжело делать выводы о происходящих реформах в системе образования. Если Вы обратили внимание, я на проблемы в этой сфере посмотрел только со своей колокольни. А глубинные моменты знают только те, кто ежедневно с ними сталкивается и живет с ними – от учителя сельской школы, до ректора МГУ.